Замечания в школьном дневнике

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

«Дневник на стол!» – к такой дисциплинарной мере время от времени прибегают даже не самые строгие учителя. Следующий этап, как правило – «Родителей в

Кто такие дети индиго
Таинство крещения: когда крестить малыша ?
Детские пробиотики: первая линия защиты

«Дневник на стол!» – к такой дисциплинарной мере время от времени прибегают даже не самые строгие учителя. Следующий этап, как правило – «Родителей в школу!» Замечания в школьном дневнике цитируются в Интернете, пожалуй, не реже, чем «перлы» из ученических сочинений: «Ваш ребенок пропустил субботнюю дискотеку! Разберитесь!», «Играл на нервах, причём фальшиво» – это ещё не самые забавные «педагогические шедевры». Но если отнестись к этому вопросу всерьёз, то родителям в таких случаях определённо бывает не до смеха – ведь ни одному учителю не нравится признаваться в том, что он не справляется с учеником, и если он всё же решился это сделать, значит, действительно дело зашло очень далеко. Так что же всё-таки делать родителям, увидев в дневнике грозную запись красными чернилами?

РОДИТЕЛЬСКИЕ РЕАКЦИИ НА ЗАМЕЧАНИЯ

Всё многообразие крайних родительских реакций условно разделить на две группы. Первая разновидность была распространена в пору нашего детства, но встречается и сейчас. Коротко выражается формулировкой «Учитель всегда прав», а ребёнок, соответственно, не прав «по определению». При таком подходе замечание в дневнике автоматически вызывает у родителей чуть ли не агрессию в адрес ребёнка: минимум – оставить без сладкого, максимум – схватиться за ремень.

К чему приводит такой подход? Да ни к чему хорошему! Даже если дело не дошло до физических наказаний, ограничившись вербальной агрессией, ребёнок запомнит одно: его наказали, с ним поступили жестоко. Не следует забывать, что воспитание по принципу условно-рефлекторной связи (стимул-реакция: получил отрицательное подкрепление – в другой раз неповадно будет) у Человека Разумного работает далеко не всегда – именно потому, что в дело включается разум. Социальные отношения слишком сложны, чтобы управляться условными рефлексами, человеку нужно осмыслить конфликтную ситуацию, чтобы что-то усвоить. Страх же, который провоцирует такая родительская реакция, осмыслению отнюдь не способствует.

Другая крайность, которая более характерна уже для современности, выражается формулировкой «Ребёнок всегда прав». Такой подход связан с модным ныне взглядом на образование как на «сферу услуг», следовательно, ребёнок рассматривается как «клиент», который «прав по определению», а учитель – как «обслуживающий персонал», обязанный клиента ублажать, соответственно, у ученика есть только права, а у учителя – только обязанности. При таком подходе замечание в школьном дневнике вызывают у родителей бурю негодования: нашего ребёнка оскорбляют, учитель придирается, он несправедлив, он недостаточно компетентен, да ему вообще не место в школе! Вспоминается характерный пример такого подхода: учительница жаловалась, что ученик постоянно опаздывает на уроки. Родители не могли понять, в чём дело – в школу мальчика отправляли с солидным запасом времени, и мама догадалась однажды проследить за ним. Оказалось, что ребёнок шёл примерно так же, как персонаж известного стихотворения В. Маяковского «История Власа – лентяя и лоботряса»: останавливался на каждом углу, читал вывески взад-вперёд и разве что не считал ворон. И вот мать – вместо того, чтобы как-то пресечь такую безответственность ребёнка – устроила скандал учительнице: «Это вы во всём виноваты, если бы ребёнку было интересно на ваших уроках, он бы в школе бегом бежал!»

Ситуация усугубляется тем, что претензии в адрес учителя высказываются в присутствии ученика. Благодаря этому ребёнок усваивает, что он всегда прав, что он никому ничего не должен, а ему все что-то должны – вряд ли его родителей ждёт беззаботная старость! Не позавидуешь и супругу такого человека, и его коллегам, и начальнику – словом, всем, кто будет иметь с ним дело.

КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ЗАМЕЧАНИЯ

Прежде всего, если родители видят замечание – это уже неплохо. Если ребёнок не спрятал и не «потерял» дневник, не ведёт «двойную бухгалтерию» (один дневник – на подпись учителю, другой – для предъявления родителям) – значит, он, по крайней мере, не лжёт и доверяет отцу и матери. Главное – не разрушить доверительные отношения! Стоит разобраться разумно и спокойно, что произошло, обязательно выслушать точку зрения ребёнка. Полезно встретиться и поговорить с учителем – ведь он не мог изложить в дневнике все подробности. Если в конфликт были втянуты одноклассники – неплохо будет побеседовать и с их родителями. Только выслушав разные точки зрения, можно составить объективную картину случившегося! Как оценивать поведение ребёнка, стоит ли порицать или одобрять – зависит от убеждений и моральных принципов семьи, но всё же нельзя забывать известную истину: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Возможно, отец считает, что побить негодяя, оскорбившего женщину непристойным словом – это правильно, но в современном мире рукоприкладство считается правонарушением и карается законом, и ребёнку тоже придётся это усвоить, если родители не хотят, чтобы он когда-нибудь попал в тюрьму.

Но если даже родители пришли к выводу, что учитель не прав – не стоит озвучивать это при ребёнке! Можно жаловаться директору школы, в департамент образования, в крайнем случае – перевести ребёнка в другую школу, но авторитет учителя в глазах ребёнка не должен пострадать. В данном случае речь идёт не о репутации конкретного человека, а об авторитете педагогической профессии вообще – о человеке, воплощающем в себе требования общества. И об этом надо помнить, чтобы не вырастить анархиста.

Новые записи
Старые записи

Комментарии