Все о слухе

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У нас один рот, один нос - зачем нам два уха? Дело в том, что два "звукоприемника" помогают становить, с какой стороны от нас находится источник звука

Не хлебом единым: учимся правильно потреблять жиры, белки и углеводы
Почему постоянно мерзнут ноги, причины холодных конечностей, что делать
Яичная диета от 7 дней до 4 недель

У нас один рот, один нос — зачем нам два уха? Дело в том, что два «звукоприемника» помогают становить, с какой стороны от нас находится источник звука, это немаловажно для ориентир как рычаг — трансформируют колебания звука, делая их пригодными для восприятия рецепторами слуха. Внутреннее ухо — сложная система полостей, не случайно названная лабиринтом. Она состоит из двух отделов — вестибулярного аппарата и главного органа слуха — улитки. Улитка — это спирально закрученная трубка, заполненная жидкостью — ушной лимфой. В средней части улитки расположен рецептор слуха — так называемый кортиев орган. Механические колебания преобразуются в улитке в электрические сигналы, которые по волокнам слухового нерва поступают в специальную зону коры головного мозга. Оказывается, наши уши не только улавливают звук, но и сами могут подавать сигналы. У половины женщин и каждого четвертого мужчины уши «звучат» — то есть сами по себе генерируют звуки. Это происходит из-за непрерывных механических колебаний в улитке. Правда, обладатели «звучащих ушей» об этом не подозревают, но если приставить к такому уху микрофон, прибор зафиксирует непрерывно тянущийся однотонный звук. Кроме того, здоровые уши всегда откликаются эхом на звуковые сигналы. Этот акустический эффект используют для проверки слуха у новорожденных. Отсутствие такого эха в первые дни жизни ребенка — тревожный сигнал.

Пес повизгивает, когда его хозяин еще только входит в подъезд — столь высока чувствительность уха животного. В сравнении с собакой, и не только с нею, человек — глухая тетеря. Но нам не огорчаться, а радоваться надо, что мы малость глуховаты! Природа неслучайно сотворила нас такими. Если бы наша восприимчивость к звукам была столь же высока, как у животных. Homo sapiens не был бы Homo sapiens. В наши уши поступала бы масса ненужной бесполезной информации, и мы попросту лишились бы рассудка из-за непрерывного шипения шорохов и жужжания.

Пусть мы не слышим, как дочь возвращается из школы, зато изобретательность Homo sapiens позволяет слышать через континенты по телефону. Наши органы слуха созданы с разным запасом прочности. Так, почек нам хватит на три жизни, с глазами у нас «напряженка», хорошо бы зорко видеть хоть четверть отмеренного века, а слух — где-то посредине. Человек может прекрасно слышать до глубокой старости. Откуда же берутся глуховатые бабульки и тугоухие деды? Так называемая старческая тугоухость на самом деле следствие множества перенесенных отитов, с которыми сегодня умеют справляться. Но человек не умеет не накликать бед на свою голову. Тугоухость, или падение слуха, из-за «цивилизованных» шумов — обычное и, к великому сожалению, труднопоправимое, только с помощью слуховых аппаратов, дело. Оказывается, звук доходит до слуховых рецепторов не только через сложную конструкцию нашего природного слухового аппарата, но и проникая волной сквозь косточки черепа. Это явление так и называется — костная проводимость звука. Отсюда понятно, почему беруши не спасают нас от храпящего соседа по купе. А вот подушка на голову (свою, не соседа) — совсем другое дело. Изумительная иллюстрация явления костной проводимости — история с глухим Бетховеном. Он слушал и слышал, игру на рояле, приставив к нему трость, другой конец которой упирался ему в зубы. Почему нас так раздражает монотонное, примитивное, низкое «бум-бум-бум», ухающее даже сквозь плотно прикрытые двери? Потому что уху естественнее воспринимать высокие звуки. Сын же, который наслаждается жуткой, на наш взгляд, мелодией, слышит то, чего не слышим мы, что гасит стена, — высокие тона, которые, собственно говоря, и делают мелодию мелодией. Наш мир — это мир высоких звуков. Вся жизненно важная информация идет в этой тональности: плач ребенка, крик о помощи и т.д. Чтобы барабанная перепонка работала — передавала звуковую волну на косточки среднего уха, ей не должна мешать разница давления снаружи и внутри.

Но ведь в природе давление постоянно меняется. Какой же механизм в ухе держит давление на одном уровне? Специальная «форточка» — евстахиева труба, — которая то закрывается, то открывается, выпуская лишний воздух или впуская его в барабанную полость. Мы лучше поймем это, если сглотнем. Щелчок в горле означает, что «форточка» открывалась и барабанная полость проветрилась. Вот почему стюардесса в самолете советует сосать леденцы — часто сглатывая, мы проветриваем барабанную полость. А иначе барабанная перепонка может попросту лопнуть — наш организм не рассчитан на столь чудовищные перепады давления. По той же самой причине не целуйте никого в ухо и тем более не хлопайте по ушам — ни по чужим, ни по своим. Родители, а также бабушки и дедушки! Не бойтесь посещать дискотеки. И не думайте, что вы не выдержите адской смеси звуков тяжелого рока. Наоборот — вы-то как раз и выдержите. А вот подросток, у которого не вполне сформировались слуховые рецепторы, процесс этот завершается в 18 лет, — неизвестно. Вернее, давно и хорошо известно, что дискотека и подростковые уши — вещи несовместимые. Люди вздрагивают от громких звуков. Почему? Потому что интуитивно ограждают себя от слишком сильной звуковой волны. Но есть волны, от которых невозможно защититься, даже заткнув уши. Это так называемые инфразвуковые волны, они же низкочастотные колебания, неизбежно входящие в резонанс с естественной вибрацией наших внутренних органов. А всякий резонанс — разрушение. Исходят эти зловещие колебания от механизмов, которые вибрируют при работе: станков, холодильников, транспорта. Спасение от них — только в новаторской инженерной мысли. Мерседес на то и мерседес, что вибрация в нем, тот самый инфразвук, сведена к минимуму. Интересно, что восприятие звука зависит не только от громкости. Важен еще и психологический настрой. Если за стеной поселился музыкант, иногда это даже приятно. А если ученик первого класса музшколы — хочется швырять предметы в стену и бежать из дома.

Когда в ухо идет очень громкий звук, специальная маленькая мышца приводит барабанную перепонку в состояние боевой готовности — натягивает ее. Этот природный защитный механизм с блеском использовали военные инженеры. Чтобы танкист не оглох от собственного выстрела, при задействовании управляющего рычага команда идет одновременно и в шлемофон: за доли секунды до выстрела там раздается щелчок, в ответ на который вышеупомянутая мышца натягивает барабанную перепонку. Это ноу-хау военных не только можно — абсолютно необходимо использовать на дискотеках и концертах поп-музыки. Пока не врубили динамики, подготовьте уши — и свои, и товарища — к измерению звукового вулкана: например, крикните друг другу громкое «ура!”. Острые отиты у грудных детей бывают куда чаще, чем у взрослых. К общим причинам (застой воды в ухе, простуды, вирусные заболевания) прибавляются чисто грудничковые: иное строение евстахиевой трубы (она короче и шире), узкие носовые ходы, слабенький иммунитет. Инфекция легко попадает в среднее ухо еще и потому, что малыш, во-первых, чаще всего лежит на спинке и, во-вторых, срыгивает. Внимание: Маме всегда надо держать под рукой сухой платочек, чтобы вытереть срыгнутое. Затекая в наружный слуховой проход, эти массы вызывают там воспаление. Острый отит у грудничка может оставаться незамеченным долго — до тех пор, пока из уха не пойдет гной. Чтобы не доводить до этой стадии, назовем несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

• беспричинный плач

• неспокойный сон

• рвота, жидкий стул

• ребенок вертит головой

• отказывается от груди или, взяв ее, с криком бросает (видимо, сосание и глотание усиливают боль)

• если слегка надавить на ушную раковину, плачет

• температура может повыситься до 38 — 40°.

Ребенка с насморком и тем более с подозрением на отит рекомендуется почаще держать на руках в вертикальном положении. Внимание: до прихода врача ни в коем случае не делайте согревающих компрессов, не кладите грелку под головку. Тепло в данном случае губительно. Если ребенка терзает боль в ушке, поместите туда (неглубоко) ватку, пропитанную борным спиртом или водкой, прикройте сухой ваткой и повяжите косыночку. Уровень шума, как известно, измеряется в децибелах. Норма, то есть комфортный для человека уровень шума, — до 70 дБ. А теперь иллюстрация к норме. Уровень шума в метро — 90 дБ, грохот пролетевшего мимо мотоцикла — 100 дБ, шум современной оптовки, озвучиваемой со всех сторон из динамиков, — наверняка запредельное количество дБ, а интенсивный звук на рок-концерте может доходить до 130 дБ, т.е. до болевого порога. Дети играя суют в уши всякую ерунду — косточки, пуговицы, бусинки. Небольшая бусинка может лежать в ухе годами, не причиняя никакого беспокойства, но предметы с острыми краями и насекомые, травмируя стенки слухового прохода, вызывают зуд и боль. Хуже всего с инородными телами растительного происхождения — зернами, горошинами. Они разбухают, потом загнивают в ухе, и извлечь их оттуда — целое дело. Вообще говоря, опасность представляет не столько пуговица, «поселившаяся» в ухе, сколько неумелая попытка извлечь ее оттуда. Вы скорее всего добьетесь обратного эффекта — протолкнете ее еще глубже и повредите барабанную перепонку. Удалять инородное тело из уха должен только врач (медсестра).

Помимо прочего, эта процедура требует хорошей фиксации головы, поэтому иногда вертлявому малышу дают наркоз. Рев рефрижераторов, визг колес, вопли и всхлипы противоугонных сирен, резкие трели телефонов и надсадное теньканье сотовых. Статистика свидетельствует, что проблемы со слухом испытывает каждый пятый горожанин. Это значит, что практически в каждой семье есть кто-то, кому с каждым днем труднее воспринимать мир на слух, с каждым днем труднее общаться: слышать, понимать, отвечать, смеяться шуткам.

Чаще всего обнаруживается это так: речь близких перестает быть «букетом” различных голосов — ломающегося подростковового (сына), высокого мелодичного (старшей дочери), грудного (жены). Все сливается в сплошной гул. Потом пропадают звуки высоких частот — женские и детские голоса, пенье птиц. Человек плохо воспринимает начало и конец фразы, переспрашивает, врубает стереосистему на полную мощность, сначала время от времени, потом постоянно. Людей постарше такие перемены не слишком тревожат: это как бы в порядке вещей. Но для молодого и активного человека они убийственны. Плохой слух затрудняет общение, резко сужает возможности, постепенно изолирует от общества — короче, катастрофически снижает качество жизни. Как помочь беде? Можно приставлять к уху ладонь, как это делают пародисты, имитируя тугоухость. Ладонь действительно усиливает звук, делает его сочнее и ярче. Усиливает звуки и слуховой рожок. Есть еще специальное электрическое устройство с батарейкой, делающее слабый звук достаточно громким. С таким миниатюрным мегафоном в звуковом пространстве уже не пропадешь. Но простое усиление звуков не решает проблемы. Ведь человеческое ухо различает звуки не только по громкости, но и по частоте. Именно поэтому мы наслаждаемся музыкой, понимаем речь, узнаем знакомые голоса. Интересно, что каждый из нас хорошо воспринимает звуки одних частот и несколько хуже — других. Эти особенности можно увидеть на графике — индивидуальной аудиограмме, которую строит врач-сурдолог во время несложного обследования. «Провал» на этом графике означает, что звуки какой-то частоты слышны хуже или не слышны вообще. Например, охотник (с нормальным слухом) перестает вдруг слышать песню тетерева. То есть характерная частота голоса тетерева, на которую, столь часто напрягаясь, настраивался его слух, «вырезалась» из восприятия. Это значит, что охотнику необходимо устройство, которое усилит только эту частоту, оставив другие без изменений.

Именно в этом предназначение слуховых аппаратов и именно поэтому любой слуховой аппарат требует индивидуальной настройки: усиливаются лишь те частоты, которые хуже воспринимаются. Оговоримся: речь идет только о тех людях, чей природный слуховой аппарат в общем и целом сохранен. Вот почему бессмысленно покупать слуховые аппараты без аудиограммы, «на глазок». Это все равно что покупать туфли без примерки. И цвет изумительный, и фасон любимый, и кожа тончайшая, только размер не тот. Возможности слухового аппарата расширяются, если его начинить микроэлектроникой. Тогда речь идет уже не о механической настройке отверткой, а о программировании через компьютер. В таких аппаратах программируются примерно 6 параметров, изменяя которые, можно подогнать слуховое восприятие в речевом диапазоне частот к восприятию здорового человека. Есть аппараты и с большим числом параметров регулировки и, соответственно, с большими возможностями, обеспечивающими большую разборчивость речи. Самая совершенная техника на сегодняшний день — слуховые аппараты типа маленького компьютера, который помещают внутрь ушного канала или за ухо. По техническим характеристикам такие аппараты сравнимы разве что с дорогой музыкальной аппаратурой. С их помощью слуховое восприятие становится максимально естественным, появляется возможность слушать музыку. Есть в этих слуховых аппаратах и режим, позволяющий различать в толпе голос одного-единственного собеседника. Слуховой аппарат — вещь недешевая. За аппарат класса hi-f действительно нужно выложить хорошие деньги. Однако существуют и более скромные цены и модели. Сегодня даже самым застенчивым владельцам слуховых аппаратов нечего стесняться. Все современные заушные аппараты можно скрыть прической, а при желании миниатюрное слуховое устройство убирается в слуховой проход. Изготовленный в соответствии с индивидуальной формой ушного канала, такой аппарат не давит, не выпадает — словом, никак не дает знать о себе и, стало быть, не раздражает владельца.

Комментарии